Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности к школьному обучению 5
1.1. Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению 5
1.2. Показатели готовности к школьному обучению 8
Глава 2. Роль семьи в обеспечении готовности детей к обучению 11
2.1. Трудности на этапе начала школьной жизни 11
2.2. Вопросы включения семьи в реализацию программы по изучению становления показателей готовности к школьному обучению 14
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Решение широкого круга задач, связанных с обеспечением готовности детей к обучению в условиях модернизации образования и перспективами развития дошкольного и начального школьного образования побуждает к анализу роли семьи в процессе подготовки детей к школе.
В настоящее время семейное воспитание становится приоритетным направлением государственной политики в России. Это связано с тем, что социальную роль и значимость её функций нельзя сравнить ни с одним другим общественным институтом, в котором становление определенных качеств личности, формирование жизненной позиции ребёнка, в том числе и его подготовка к школе начинаются с первых месяцев жизни. Задача семьи заключается в создании благоприятного эмоционального климата, обеспечении гармонического развития детей за счет обогащения содержания их специфических видов деятельности, организации общения со взрослыми и сверстниками.
Однако социальный кризис, кризис семейных ценностей, реформы в системе образования обусловили неопределённость родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению. Утрачиваются идеалы воспитания и обучения: должен ли ребёнок уметь читать и писать? Как определить «готовность к школе»? В каком возрасте начинать подготовку к обучению? Подвергаются сомнению традиционные способы подготовки к школе в условиях детского сада.
А жизнь, тем не менее, предъявляет всё новые и новые требования не только ко взрослым, но и детям. Для них с приходом в школу начинается волнующий этап – этап учения с новым социальным статусом, новыми взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, большими требованиями. В то время как одним детям удаётся уверенно идти к достижению намеченных целей, для значительного количества их сверстников школа становится зоной риска.
Семья – первая и наиболее важная среда развития ребенка, однако его личность формируется и развивается и в дошкольном учреждении, поэтому выделить, что важнее – детский сад или семья, – невозможно так же, как и предпочесть одно воспитание другому.
Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.
Объектом исследования является психологическая готовность детей к обучению в школе.
Предметом исследования является семья как фактор психологической готовности детей к школьному обучению.
Целью исследования является изучение роли семьи как фактора психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению;
• Проанализировать показатели готовности к школьному обучению;
• Определить трудности детей на этапе начала школьной жизни;
• Изучить вопросы включения семьи в реализацию программы по изучению становления показателей готовности к школьному обучению.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности к школьному обучению
1.1. Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению
В настоящее время проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе представляется одной из главных. Как известно, готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, общественного и психологического становления ребенка. Это в совокупности является различными сторонами ее проявления во всевозможных формах активности.
В России первым кто заинтересовался данной проблемой, был К.Д. Ушинский. Исследуя психические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы сосредоточения внимания, памяти, воображения, мышления и обнаружил, что успех в обучении достигается при определенных показателях развития этих психических функций. Так, одним из главных противопоказаний к началу обучения является слабость внимания у ребенка, отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов». И действительно, ребенку тяжело будет учиться, если у него плохо развиты коммуникативные навыки .
Также следует отметить вклад Л.С. Выготского в исследование этой проблемы. Он писал, что именно в дошкольном возрасте формируются знания, необходимые для начала школьного обучения, и именно в это период происходит развитие основных психических функций .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться? Тула.: ООО «Издательство Астрель», 2009. - 188 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994.
4. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика–Синтез, 2006. – 72 с.
5. Волков Б. С. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. и доп. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с. (Серия «Детскому психологу»).
6. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 2-е изд. / Н.И.Вьюнова, Л.В. Темнова, К.М. Гайдар. – М.: Изд-во Академический проспект, 2010. – 256 с.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
8. Дубровина И.В. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология. / И.В. Дубровина, В.В. Зацепин. – М.: Просвещение, 2009. – 320c.
9. Ефимов О.И. Школьные проблемы. СПб.: Издательство «Диля», 2004. -288с.
10. Загвоздкин В. Готовность ребенка к школе. Методическое пособие для родителей. / В. Загвоздкин. - СПб.: Изд-во Деметра, 2011. – 96 с.
11. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: «Педагогика», 1991.- 240 с.
12. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. / Р.А. Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2006. – 368 с.
13. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
14. Коррекционная педагогика в начальном образовании. /Под редакцией Г.Ф.Кумариной. М.: Академия, 2003. - 313 с.
15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. / Е.Е. Кравцов. – 3- е изд. – СПб.: Речь, 2010. – 152 с.
16. Кумарина Г.Ф. Адаптивное образование: диагностический аспект. М.: ГОУ Пед. Акад., 2012. - 188 с.
17. Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2002. – 121 с.
18. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. СПб.: Питер Ком, 1998. - 160 с.
19. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – 2-е изд. / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 464 с.
20. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 480 с.
21. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. – 1998. - № 1. - С.3-19.